Посттравматический стресс (ПТСР) является серьезным психологическим расстройством, возникающим в результате переживания травматических событий.
На сегодняшний день отсутствует единая общепринятая теоретическая концепция ПТСР. Разработано несколько направлений теоретических концепций, которые можно условно разделить на психологические и иные эмпирические.
Остановимся кратко на некоторых из этих моделей, объясняющих развитие и проявления посттравматического стресса.
Теоретические аспекты
1.Психологические модели
1.1.Психодинамические модели.
Психодинамические модели рассматривают процесс развития ПТСР и выхода из него через призму поиска оптимального соотношения между патологической фиксацией на травмирующей ситуации и ее полным вытеснением из сознания.
Здесь используется стратегия целенаправленного возвращения к воспоминаниям о травмирующем событии для его анализа и осознания всех обстоятельств.
1.2.Когнитивные модели.
Когнитивные модели связывают ПТСР с нарушением когнитивных процессов, прежде всего внимания и памяти, а также когнитивной переработки эмоциональной информации. Эта модель фокусируется на том, как человек обрабатывает и интерпретирует травматические события. Согласно этой модели, искажённое восприятие и когнитивные искажения играют ключевую роль в развитии ПТСР. Так, человек, переживший насилие, может интерпретировать мир как опасное место, что приводит к постоянному чувству тревоги и страха. Отсюда, нарративный подход, например, рассматривает стресс в контексте способности пережившего травму рассказать о ней. В связи с чем используется стратегия когнитивной оценки и переоценки травмирующего опыта, которые являются ключевыми факторами адаптации после травмы. Особенностью здесь является то, что происходит переосмысление причины травмы как внешнего фактора, а не внутреннего недостатка, что помогает сохранить веру в рациональность мира и возможность контроля над ситуацией.
1.3.Психосоциальные модели
Эта модель учитывает как психологические, так и социальные факторы, влияющие на развитие ПТСР. Включает в себя поддержку социального окружения, культурные и семейные влияния. Недостаток социальной поддержки и понимания со стороны близких может усугубить симптомы ПТСР. Наличие социальной поддержки со стороны близких людей значительно улучшает адаптацию и снижает риск развития ПТСР.
2.Иные эмпирические модели
Иные эмпирические модели включают:
1)Биологические модели, которые базируются на результатах нейрофизиологических и биохимических исследований, что с учётом психологических данных дало возможность создания комплексных моделей патогенеза ПТСР.
2)Двухфакторную теорию, основанную на классическом принципе условно-рефлекторной обусловленности ПТСР (по Павлову) и теории поведенческой, оперантной обусловленности развития синдрома. Согласно этой теории, интенсивность и характер травмы играют решающую роль в развитии ПТСР.
2.1. Биологические модели объясняют патогенетический механизм ПТСР через нарушение функций эндокринной системы и изменения в нейронах коры головного мозга. Так, исследования показывают, что экстремальный стрессовый опыт может привести к гибели нейронов и изменениям в синаптической передаче, особенно в зонах мозга, связанных с контролем агрессивности и циклом сна, то есть травматические события могут вызывать изменения в структуре и функциях мозга, особенно в лимбической системе и префронтальной коре. Повышенная активность амигдалы может приводить к чрезмерной реакции на стрессовые стимулы и развитию флешбэков.
2.2. Теория патологических ассоциативных эмоциональных сетей, разработанная Р. Питмэном, объясняет механизм развития «флэшбэк»-феномена через формирование патологических ассоциативных структур в памяти. Так, эксперименты показали, что воспроизведение травмирующих событий в воображении вызывает интенсивные эмоциональные реакции у страдающих ПТСР, в отличие от здоровых испытуемых.
2.3.Этиологическая мультифакторная концепция А. Мэркера.
Эта концепция выделяет три группы факторов, сочетание которых приводит к возникновению ПТСР:
А) факторы, связанные с травматическим событием,
Б) защитные факторы
В) факторы риска.
Так, тяжесть травмы, неожиданность и неконтролируемость события увеличивают риск развития ПТСР, тогда как наличие социальной поддержки и способность к осмыслению происшедшего могут служить защитными факторами.
2.4.Модель эмоциональной обработки
Эта модель фокусируется на том, как человек справляется с эмоциональными последствиями травмы. Предполагается, что трудности в регуляции эмоций и выражении чувств могут способствовать развитию ПТСР. Человек, не умеющий выражать свои эмоции, может зацикливаться на негативных переживаниях, что приводит к эмоциональной нестабильности.
2.5.Модель стрессовой уязвимости.
Модель стрессовой уязвимости рассматривает взаимодействие между стрессовыми событиями и индивидуальной уязвимостью. Учитывает генетические, биологические и психологические факторы, которые могут повышать риск развития ПТСР. Люди с историей депрессии или тревожных расстройств могут быть более уязвимы к развитию ПТСР после травматического события.
2.6.Модель обработки травмы:
Данная модель основывается на идее, что процесс обработки травмы включает в себя несколько этапов: восприятие, осмысление, эмоциональная регуляция и интеграция опыта. Нарушения на любом из этих этапов могут привести к развитию ПТСР. Человек, не сумевший осмыслить и принять произошедшее, может продолжать испытывать флешбэки и избегающее поведение.
В заключение хочу отметить, что теоретические аспекты и эмпирические модели посттравматического стресса помогают лучше понять механизмы его возникновения и разработать эффективные стратегии преодоления. Комплексный подход, включающий психологическую и социальную поддержку, а также техники саморегуляции, является ключевым для успешной адаптации и восстановления после травматических событий. Важно не игнорировать свои переживания и вовремя обращаться за помощью к специалистам, чтобы избежать долгосрочных негативных последствий для психики.
Литература:
1.Бойченко А.А. Посттравматический стресс: коцепции и пути преодоления Донецк, 2022 6.-Посттравматический-стресс-коцепции-и-пути-преодоления.pdf
2.Падун М.А., Котельникова А.В. Психическая травма и картина мира: Теория, эмпирия, практика. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2012. 206 с. (Перспективы психологии) https:lib.ipran.ruuploadpaperspaper19135345.pdf?ysclidm5ul8wid4432938448
3.Тарабрина Н. В. Психология посттравматического стресса Н. В. Тарабрина «Когито-Центр», 2009, 391 с.
4.Тарабрина Н. В. Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора психологических наукСанкт-Петербург, 2008 г. 50 с. https:new-disser.ruavtoreferats01004057651.pdf
5.Кузнецова, Л. Э. Теоретические модели формирования и коррекции посттравматических стрессовых расстройств у военнослужащих Л. Э. Кузнецова, Р. В. Черепанов. Текст : непосредственный Молодой ученый. 2018. 33 (219). С. 75-79. URL: https:moluch.ruarchive21952343